Как учить стихи .... играючи?!

 

Как учить стихи… играючи.

 

Замечательно, если человек владеет красивой, образной речью, при этом может цитировать поэтические строки, даже включать в речь целые фрагменты поэм. «Какая речь! Какая память!» - восхищаются собеседники.

Не случайно так гордятся папы и мамы своими детками, которые читают наизусть А.С.Пушкина, К.И.Чуковского, С.Я.Маршака, С.В.Михалкова. Зато как страдают те родители, чей ребенок не может запомнить стихи, как ни стараются при этом все домашние.

Почему дети плохо запоминают текст? Трудно запомитать то, что оставляет равнодушным, когда нет мотивации для запоминания, нет результативной активности.

Для заучивания следует подбирать такие тексты, которые интересны ребятам, помогают играть, общаться. Ребенок обязательно заучит то, что удивит друзей, облегчит распределение ролей в игре, определит ведущего.

 При разучивании стихов довольно часто используется принцип «повторенье – мать ученья». Однако от многократного повторения можно даже замечательный текст разлюбить навсегда, к тому же подобное повторение эксплуатирует лишь слуховую память. Попробуйте призвать на помощь другие виды памяти, например двигательную, образную.

«Две синички» (слова народные): вначале взрослый читает стихотворение, а затем показывает, как можно его изобразить.


Сидят в гнезде две птички,               руки детей изображают гнездышко         

Две маленьких синички.

Сидят прижавшись тесно,               прижаты к груди, они согревают птичек,

Тепло в гнезде им вместе.                   которых полюбили.

Но вот одна проснулась.                    одна рука изображает пальцами движение

Проснулась, встрепенулась,                крыльев

И песенку запела,

И к солнышку взлетела.                      одна рука взлетает вверх, вторая у груди

Вторая вот проснулась,                    повторяет движения первой

Проснулась, встрепенулась,

И песенку запела,

И к солнышку взлетела.                  

И вот синички вместе                       руки с пальцами – крыльями двигаются

Под солнышком летают.                  над головой изображают полет птиц

Их солнышко своими                          навстречу друг другу

Лучами согревает.

Вот вечер наступает                        руки плавно опускаются

И солнышко садится.                        дети плавно опускаются на корточки

Пора домой синичкам

Под вечер возвратиться.

Сидят в гнезде две птички,              руки снова складываются гнездышком

Две маленьких синички.                     и прижимаются к груди

Сидят прижавшись тесно:

Тепло в гнезде им вместе.

 

             Сложные стихи можно учить по строчке и читать по очереди. Эффективно использовать прием «от имени»: говорить текст от имени различных персонажей с соответствующей интонацией. Пальчиковый театр поможет запомнить практически любое стихотворение, например, очень поучительное «Два барана» С.Михалкова.

                               По крутой тропинке горной

                               Шел домой барашек черный.

                               И на мостике горбатом

                               Повстречался с белым братом и т. д.

               При разучивании некоторых стихов можно использовать построчное запоминание. Еще можно предложить детям представить ступеньки лестницы и на этой лестнице «разложить» весь текст стиха, а потом мысленно шагать по ступенькам и читать.

   Дейл Карнеги дает свои советы по улучшению памяти:

              1 урок памяти – получить глубокое, яркое впечатление о том, что хотите запомнить, а для этого надо:

а) сосредоточиться

б) внимательно наблюдать

Прежде всего старайтесь получить зрительное впечатление, оно прочнее: нервы ведущие от глаз к мозгу в 20 раз толще, чем нервы ведущие от уха к мозгу.

2 закон памяти – повторение.

3 закон памяти – ассоциации. Хочешь запомнить факт – нужно его ассоциировать с каким либо другим.

             Для работы с детьми эти законы также применимы. Однако надо учитывать важность разыгрывания и «проживание».

             Учить не только игровому, но и целенаправленному заучиванию стихов тоже необходимо, но только старших дошкольников, т.т. произвольное запоминание – сложнейшая интеллектуальная работа, связанная с мышлением. К основным приемам произвольного запоминания относятся повторение текста и припоминание его. Д.К. Ушинский характеризовал припоминание, как «труд и труд иногда не легкий, к которому должно приучать дитя понемногу, т.к. причиной забывчивости часто бывает леность вспомнить забытое».

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Жду чудо...

Экспериментальная деятельность в детском саду

День Победы - главный праздник страны!